|
ТИТАНИК: ЗАНАВЕС ТАЙН ПРИОТКРЫВАЕТСЯ
ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ
10 апреля 1912 года перед полуднем удар
сигнального колокола на Титанике возвестил о первом
плавании через океан самого большого в мире судна.
Путь его лежал из Саутгемптона в Нью-Йорк.
За сложными маневрами отплытия наблюдали сотни
пассажиров Титаника и тысячи людей на берегу. И тут
произошло нечто такое, что могло окончиться очень
печально.
В гавани у стенки причала стояли пароходы Нью-Йорк и
Оушеник. Движение громадного ;Титаника и работа его
винтов вызвали перемещение больших водных масс.
Всасывающая сила воды натянула тросы Нью-Йорка, и
они лопнули, а само судно стало неудержимо
притягиваться к огромному корпусу гиганта. С помощью
буксира чудом удалось избежать столкновения с
Титаником, однако Нью-Йорк продолжал двигаться в
сторону Оушеника и практически уперся в его борт. К
счастью, это не вызвало никаких повреждений. При
прохождении колосса мимо Оушеника драматическая
ситуация повторилась, но на сей раз тросы выдержали.
Команда и пассажиры оживленно обсуждали
взволновавшее их событие. Некоторые при этом
вспоминали о несчастном случае, произошедшем в этих
же водах семью месяцами раньше. 20 сентября 1911
года в свое пятое плавание из Саутгемптона в
Нью-Йорк вышел пароход Олимпик, в то время -- самое
большое судно.
Выйдя из Саутгемптонского залива, он шел вдоль
северного побережья острова Уайт на восток тем же
курсом, что и Титаник. С запада из пролива Те-Солент
шел британский крейсер Хок. Их курсы пересеклись под
острым углом. На расстоянии чуть более ста метров
между бортами крейсер стало затягивать в сторону
гиганта. Хок ударил Олимпик в правый борт, в
результате чего образовалась 12-метровая пробоина.
Носовая часть крейсера оказалась изуродованной,
часть ее обломилась и затонула.
История чуть было не повторилась. Однако "Титаник",
избежав опасности, вышел в море и взял курс на
запад.
Можно сказать, что Титаник был улучшенным Олимпиком.
Он был на восемь метров длиннее своего собрата, а
его общая вместимость на 1000 тонн больше. На
Титанике имелось восемь стальных палуб,
расположенных друг над другом на расстоянии 2,5--3,2
м. Для пассажиров были созданы все условия роскоши и
комфорта. Всего участников первого плавания было
2201 человек. Путешествие обещало быть великолепным.
Члены экипажа, многие из которых уже проработали на
десятках судов, в том числе и на самых крупных, были
объективны: Титаник; превосходил все, что они до сих
пор видели. И хотя подобные оценки и впечатления
были подавляющими, нашлись и исключения.
Один из пассажиров после инцидента с Нью-Йорком и
Оушеником мрачно произнес: Это плохое
предзнаменование. Он покинул судно в Шербуре. Во
время стоянки в последнем порту в Куинстауне,
побуждаемый внезапным и недобрым предчувствием,
исчез один из кочегаров по имени Джон Коффи. Он
плавал на многих судах и не был новичком, однако
необъяснимое чувство грозящей опасности заставило
его покинуть Титаник, и через три дня он уже был на
Мавритании, которая тоже шла в Нью-Йорк. Интересно,
что и второй после капитана человек на судне,
старший помощник Генри Тай Уайлд, не чувствовал себя
спокойно и уверенно. В последнем письме,
отправленном из Куинстоне, он писал сестре: И
все-таки мне не нравится это судно... Оно вызывает
какое-то странное чувство. Возможно, это было
связано с тем, что он в последнюю минуту был
переведен с Олимпика и назначен старшим помощником
капитана . Да и большая часть механиков, матросов,
кочегаров, смазчиков и стюардов пришла на Титаник в
основном за неделю до отплытия. Это был слишком
малый срок, чтобы создать слаженную команду и
привыкнуть без труда ориентироваться на столь
огромном судне.
ГИБЕЛЬ
Предчувствия беды оправдались. Титаник должен был
следовать курсом, исключавшим возможность оказаться
среди ледяных полей, но встреча с дрейфующим
айсбергом была вполне реальной. И эта встреча
состоялась южнее острова Ньюфаундленд в ночь с 14 на
15 апреля в 23.40 на широте 41о46' и долготе 50о14'.
Со скоростью 21,5 узла гигант столкнулся с айсбергом
и через 2 часа 40 минут затонул.
Всего через 1 час 50 минут после этого Карпатия,
принявшая первый в истории сигнал SOS (до этого
использовался сигнал CQD), прибыла на место
трагедии. Они подняли на борт людей, находившихся в
шлюпках, но ни одного из пассажиров, оказавшихся в
ледяной воде, спасти не удалось. Погибло 1495
человек. Однако некоторые исследователи считают, что
жертв больше, так как истинное число пассажиров
из-за неточностей в первоначальных записях
неизвестно, их могло быть 2227 человек.
Вместе с лайнером в голубую бездну ушли большие
ценности: золото на сумму 8 млн. фунтов стерлингов,
а также шкатулки с великолепными голландскими
бриллиантами стоимостью в 5 млн. фунтов стерлингов
по ценам 1912 года. Помимо этого на борту Титаника
находился бесценный манускрипт Омара Хайама Рубайат.
И, наконец, личные украшения и вещи 317 семей
миллионеров, богатейших людей своего времени.
Подробности этой ужасной катастрофы еще долго
оставались в центре внимания взбудораженной публики.
И по сей день она напоминает о себе. Несколько лет
назад в огромной ледяной глыбе, подорванной
динамитом у берегов Антарктиды, американские моряки
обнаружили хорошо сохранившийся труп мужчины в
смокинге. Это был один из пассажиров погибшего
трансатлантического парохода...
Текст: Людмилы ОСОКИНОЙ |